Он работал путем подсчета ссылок на определенные веб-сайты и последующего ранжирования веб-сайтов на основе количества полученных ссылок. Он также попытался проанализировать ценность каждой ссылки и придать большее значение тем ссылкам, которые казались более ценными. Чем больше ссылок (особенно ценных) получит веб-страница, тем выше будет ее рейтинг. Кроме того, Google разместит панель PageRank на своей панели инструментов над каждой страницей, чтобы показать посетителям (и владельцам веб-сайтов), где страница занимает место в мире Google.
PageRank оказал огромное влияние на поисковую оптимизацию. Маркетологи могут улучшить производительность своих веб-сайтов, добавив на свои веб-страницы входящие ссылки. Кроме того, они могли сразу увидеть на панели инструментов, насколько успешной была их стратегия в глазах Google. Хотя PageRank оставался частью алгоритма Google до этого года, его важность в алгоритмах Google постепенно снижалась по мере разработки более продвинутых методов определения ценности страницы. Однако, несмотря на его упадок, акцент на входящие ссылки, которым он способствовал, сохраняется и сегодня, поскольку маркетологи все еще пытаются увеличить количество ссылок на свои сайты, а Google продолжает вознаграждать веб-сайты, имеющие большое количество ценных входящих ссылок.